30.07.2014 14:32
Новости.
Просмотров всего: 6387; сегодня: 1.

Особенность российских стартапов – излишек романтизма и социальных идей

На смене «Инновации» Всероссийского молодежного форума «Селигер-2014» выступила с серией лекций управляющий директор Венчурного фонда «Синергия Инновации» Наталья Царевская-Дякина. Интерес к теме инновационного рынка среди молодежи очень высок. Смену посетили традиционно несколько тысяч молодых предпринимателей.

«Было приятно видеть такое количество ребят в возрасте 22-28 лет, которые стремятся заниматься своим собственным делом», – делится Наталья Царевская-Дякина.

По словам спикера, за последние 5 лет в стране реализовано огромное количество образовательных и профессиональных мероприятий и программ для предпринимателей, открыто много акселераторов, бизнес-инкубаторов, технопарков и профильных клубов. Благодаря этому удалось вырастить целое поколение стартаперов, но пока этого мало: нужно «образовывать» каждое следующее поколение. «Предпринимательская культура и предпринимательское образование в России пока находятся на очень низком уровне и отстают от США лет на 30-40. Этот разрыв нам надо как-то преодолевать».

Пообщавшись с участниками «инновационой» смены «Селигера», Наталья отметила несколько негативных тенденций в среде начинающих предпринимателей. Одна из них – это чрезмерное увлечение социальными идеями и проектами. «Социальные идеи чаще всего не годятся как бизнес, – говорит эксперт. – Это удел состоявшихся, успешных бизнесменов, которые в возрасте 50 лет пришли к социальной тематике и, самое главное, они способны «поднять» социальный проект».

У наших предпринимателей слишком много романтизма, считает управляющий директор венчурного фонда. «Пришлось немало времени потратить на объяснение азов. Например, что цель предпринимателя – это привлечение прибыли, что предпринимательство – это постоянная борьба, работа 24 часа в сутки, это знание законов, систем налогообложения, правил работы юридического лица. Поэтому в предпринимательстве нет никакого романтизма», – развенчивает миф Наталья.

Она предлагает каждому стартаперу ответить на главный вопрос: кому нужен его продукт? На этом вопросе обычно отсеивается порядка 70% проектов. Еще половина из оставшихся «срезается» на неумении «сесть и посчитать»: какой рынок, кто клиенты, кто конкуренты. Часто бывает так, что бесплатно продукт нужен многим, а платить не готов никто.

Следующее наблюдение спикера: почему-то многие изначально агрессивно настроены по отношению к государственной поддержке. «На венчурном рынке пока еще царит хаос, поэтому прибегать к помощи госструктур, таких, как фонд «Сколково», фонд Бортника, Агентство стратегических инициатив, бывает очень даже полезно», – рекомендует эксперт.

Лектор отмечает, что стартаперы пока мало знают о правилах работы с бизнес-ангелами и венчурными фондами и мало им доверяют. «Если стартап не пустит инвестора в свой проект вообще, то у него, скорее всего, не хват сил выйти на рынок. Нужно знать, что инвестор приводит с собой смарт-часть – опыт, контакты, экспертизу. Возможно, для стартапа это важнее, чем деньги. С такой помощью гораздо больше шансов добиться успеха, – говорит Наталья Царевская-Дякина. – Да, законодательство настолько не отрегулировано и не заточено под венчурную деятельность, что очень многое между инвестором и автором проекта происходит на доверии. Но рынок очень маленький, поэтому имидж каждого игрока известен».

Большой интерес слушатели проявили к теме трендов. Что имеет смысл разрабатывать сейчас? Что интересно как предпринимателям, так и инвесторам? «По данным американских аналитиков, на первом месте находится сфера mobile, на втором – security и mobile security, а на третьем месте, как это ни парадоксально, education», – сообщила управляющий директор «Синергия Инновации».

По ее словам, на «Селигере» были представлены стартапы в области EdTech, но очень мало. Она отметила, например, тренд появления образовательных платформ, заточенных на конкретного клиента (скажем, на ресурсодобывающие и ресурсоперерабатывающие компании). Если инженерная часть таких стартапов развивается достаточно стремительно, то непосредственно образовательная сильно отстает.

Эксперт высказала свое мнение о рынке образовательных инноваций в Росси: «По нашим подсчетам, в стране есть порядка 120 стартапов, которые называют себя образовательными. И только с тридцатью из них, которые близки к готовому, понятному продукту, имеет смысл работать. В целом тема образования не оставляет россиян равнодушными. Очень много потенциальных и существующих бизнес-ангелов и венчурных инвесторов заявляют education в первой пятерке интересов для инвестиций. У каждого венчурного фонда сегодня есть в портфеле 1-2 проекта EdTech. Это говорит о том, что инвесторы верят в прорыв на этом рынке».

Возвращаясь к теме повышения предпринимательской культуры и образования, Наталья Царевская-Дякина отметила, что решение этой задачи находится на стыке активности всех заинтересованных групп – университетов, госрегулятора, бизнеса и, конечно же, самих предпринимателей.


Ньюсмейкер: Университет Синергия — 477 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
06.01.2025 22:19 Консультации
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
В условиях динамичного развития бизнеса и постоянно меняющегося законодательства компаниям необходимо оперативно реагировать на любые изменения, касающиеся их деятельности. Процедура внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) важный аспект ведения бизнеса в России...
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
05.01.2025 09:04 Персоны
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
Дмитрий Карбышев — потомственный дворянин и родственник революционера, подполковник Русской императорской армии и генерал-лейтенант РККА, профессор Военной академии Генерального штаба РККА, доктор военных наук — навсегда вошел в историю не только отечественных инженерных войск, но и всей...
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
04.01.2025 13:58 Аналитика
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
Московское народное ополчение 1941 года – это особая страница ратной истории Отечества, не имеющая в ней более ранних аналогов. Дивизии Московского народного ополчения 1941 года в своём развитии прошли путь от военно-гражданских к полноценным боевым тактическим соединениям Красной Армии. Столичное...
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
31.12.2024 09:03 Аналитика
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
Первую общественную елку в Советской России поставили 31 декабря 1917 года в здании Михайловского артиллерийского училища в Петрограде. В 1927 году Рождество перестает быть официальным праздником, а рождественская елка была объявлена «религиозным пережитком». Однако, перед наступлением...